Самое интересное: понятие зрелости

Опубликовано: 15.4.2018
понятие зрелости

Зрелость приходится на период достижения человеком наивысшего развития его духовных, интеллектуальных и физических способностей.

При этом очень важно, чтобы на любом из этих этапов социализации человек имел широкий выбор для проявления своих способностей и возможностей. Личный выбор - это обязательно ответственность за процесс и результат деятельности.

Важной характеристикой зрелой человеческой жизни является то, насколько эффективно и активно личность использует отведенное ей индивидуальное время для самореализации.

Формально человеку дается возможность продвигаться выше по иерархической лестнице, а он вдруг оказывается не на своей дороге, на другой вершине, на ложном акме и реальный расцвет его таланта может или прекратиться, или пойти в неправильном (с точки зрения социальных норм и профессиональных требований) направлении .

Полной независимости в структуре социальных отношений достичь невозможно, ведь жить в социуме и быть свободным от социальных контактов одновременно нельзя: человек так или иначе требует взаимодействия и общения, отсутствие которых вызывает и актуализирует проблему одиночества, аутизма (от гр. autos – сам; крайняя форма психологического отчуждения), что выражается в отходе индивида от контактов с окружающей действительностью и погружением в мир собственных переживаний. Уровень взаимозависимости является самым благоприятным для развития личностной зрелости.

Исходя из указанного, можно констатировать, что для акмеологии, которая опирается на достижения в области генетики, медицины, психологии, социологии, геронтологии, педагогики, важными являются все стадии социализации личности - старт (детство, школьные, студенческие годы), оптимум (зрелость, расцвет активности, профессиональных способностей), финиш, а также изучение гармоничного единства этой триады.

Что касается морального аспекта в социализации личности на этапе зрелости, то здесь также можно говорить о реальном и мнимом акме. История, так же как и наша современность, дают немало примеров, когда один человек прославляется за счет другого, когда достижение одной личности приписываются другому (Иуда Искариота известен лишь тем, что предал своего учителя Иисуса Христа за 30 серебряников; Ж. Дантес вошел в историю как убийца А. Пушкина).

Личностная зрелость связана с отношением человека к себе и собственной деятельности, с проявлением активности в социуме, творческим решением жизненных планов и поставленных задач.

В процессе социализации человек постоянно сталкивается с необходимостью выбора одной из альтернатив поведения. От нее всегда ожидается ( «социальные ожидания») проявление нормальных реакций во взаимодействии с другими и социумом. Большинство индивидов социальные требования воспринимают как стимул для дальнейшего совершенствования и достижения гармонии с социальным окружением. Зато часть людей проявляет отрицательную реакцию на требования общества, что приводит к отклонению в поведении.

Одна из самых сложных проблем в формировании личности заключается в том, как на разных этапах социализации личности достичь наиболее полного развития индивида, чтобы переход от одной стадии к другой происходил в результате качественно-природного самоотрицания, чтобы каждая стадия и каждый переход были безболезненными, особенно выразительными и способствовали проявлению потенциальных возможностей человека.

Это не всегда так: перевод с одной должности на другую без учета потенциальных возможностей индивида приводит к тому, что предприятие на некоторое время теряет хорошего специалиста, вместе с тем не получая способного руководителя.

Он является оптимальным вариантом для проявления социально-психологической зрелости индивида, основными показателями которого является его умение говорить правду, отстаивать свою позицию, объединять собственные коммуникативные возможности с требованиями социального окружения, его нормами и правилами поведения, способность преодолевать коммуникативные барьеры и решать конфликтные ситуации и т.д.

Речь идет о том, чтобы каждый человек имел возможность как можно лучше познать себя, свой внутренний мир, собственное «Я», свои психофизиологические особенности, что даст ей возможность эффективно использовать личный потенциал, приспосабливаться к обстоятельствам жизни, влиять на них, выстраивать собственную стратегию и линию поведения.

В частности исследования болгарских ученых в области социального познания показывают, что таких периодов бывает даже несколько. Важной в этом контексте является проблема соотношения акме личности с ее профессиональными возможностями и моральными принципами.

Период поздней зрелости дает варианты поведения:

Итак, в противовес социализации, которая показывает единство человека с обществом и его требованиям, возникает асоциализация, где приставка «а» означает антиобщественный характер такой связи. Речь идет о социализации с динамикой «минус», которая имеет место в масштабах иногда не меньших, чем социализация со знаком «плюс». Сущность ассоциализации состоит в усвоении личностью антисоциальных норм, ценностей, отрицательных ролей, стереотипов поведения, которые приводят к деформации общественных связей, к дисгармонии человека и общества.

А отсюда и вершины есть истинные и ложные. Своего акме можно достичь собственными усилиями, а можно и с помощью обмана, манипуляций, угроз, убийства. В конце концов, у каждого человека есть свое акме и не стоит захватывать другую вершину, ведь рано или поздно не станет понятным и самому человеку, и тем, кто его окружает, с кем он общается и вступает в социальные контакты и отношения. Всего актуализация морального фактора в социализации специалиста - закономерный процесс цивилизованного развития страны, ее экономики, культуры, традиций, науки.

К. Абульханова-Славская выделяет два типа людей: экстенсивные и интенсивные. Первые неразумно в количественном и качественном отношении тратят свое время, свою жизнь, а вторые - удачно, разумно и оптимально приспосабливаются к обстоятельствам социума, активно используя свои способности и возможности на этапах социализации.

Относительно всестороннего расцвета способностей личности на этапе достижения зрелости, то речь идет о гармоничном сочетании устремлений личности, ее возможностей и потребностей общества.

В связи с этим психологу не следует ставить на человеке точку, если даже этот человек ограничен, неразвит или заплутал в жизненных лабиринтах и неурядицах. Человек всегда должен иметь возможность осознать себя личностью, у нее должен быть выбор, который бы помог стать субъектом, творцом своей собственной судьбы, своей жизни.

Период кризиса середины жизни может дать несколько вариантов поведения:

Среди важнейших сфер самореализации личности выделяют следующие: профессиональная сфера, семейно-бытовые отношения, сексуальные отношения, общение, воспитание детей, саморазвитие и самосовершенствование.

Исходя из этого признака (экстенсивность - интенсивность), можно спрогнозировать три варианта акме личности :

С целью успешного преодоления кризиса середины жизни, следует проанализировать свои цели (самоанализ) и переоценить собственные ресурсы, расширять кругозор, пересмотреть и скорректировать жизненный курс под новым углом видения, когда вырисовываются цели, которые раньше были скрыты.

Можно вести речь о психологической, личностной, социальной, социально-психологической зрелости.

Основные аспекты поздней психологической зрелости личности:

Находясь на разных уровнях развития (зависимость, независимость, взаимозависимость), люди по-разному проявляют личностную зрелость. При определенных обстоятельствах может иметь место полная или частичная зависимость в системе взаимосвязей «взрослый - ребенок» (речь идет о нормативном поведении и его нарушении, связанным с особенностями характера индивида) или контр зависимость как особенность определенного этапа социализации (борьба за независимость).

Это период переоценки целей и притязаний, способность оглянуться вокруг, заинтересоваться другими людьми, желание повлиять на будущее, стать творческой личностью, профессионалом. Одновременно это пора сомнений относительно продолжения выбранного пути, страх снижение работоспособности, что увеличивает потребность в новых ценностях. Наблюдаются различия между действительностью и желаниями, человек находится как бы на перепутье и от того, какой выбор он сделает теперь, будет определяться его дальнейшая жизнь.

Истории известны имена «великих старцев», которые не ощущали старости и до последних своих дней продолжали активную творческую жизнь: во французском художнике К. Моне ранняя творческая активность продолжалась до глубокой старости; писатели Л. Толстой, Б. Шоу, В. Гюго смогли создать шедевры литературы после шестидесяти; немецкий писатель И. В. Гете в 82 года окончил вторую часть трагедии «Фауст».

Конечно, физическое старение организма происходило, но психологически этот процесс они не чувствовали как переход в новое качество, в новое состояние. А вот И. Мечников в 19 лет опубликовал несколько научных трудов по биологии, А. Пушкин в 20 лет написал поэму «Руслан и Людмила», Д. Россини в 24 года - оперу «Сибирский цирюльник». Короткая жизнь человека также может оставить вечный след: вспомните имена Леси Украинки, Н. Добролюбова, Н. Гоголя. Конечно, можно прожить сорок лет и остаться в памяти потомков, а можно - больше ста запомниться лишь тем, что так долго жил.

И здесь трудно сказать, где граница между полученным и отданным, между умным потребителем и добросовестным производителем материальных и духовных ценностей. Никакими бухгалтерскими подсчетами не проверить межличностные отношения, моральная сила которых в бескорыстности: взаимоотношения между людьми не смогут ярко проявиться, если постоянно быть озабоченным тем, кто от них что получит.

В акмеологии уже сегодня ведутся поиски возможностей (в биологическом, психологическом, социальном, социально-психологическом аспектах) для :

Национальный воспитательный идеал, следует из народных традиций и верований, обычаев, из конкретных ценностных ориентаций и потребностей, не должен отрицать общечеловеческих ценностей (честность, порядочность, ответственность, любовь к Родине и т.д.). Подтверждая, поглощая общепризнанные ценности, национальный воспитательный идеал дополняет их теми чертами, которые прежде всего, отвечают духовности конкретного народа.

Данное понятие отождествляется со взрослостью и совершеннолетием, хотя стать взрослым еще не означает достичь зрелости. При условии, когда человек научится реализовывать жизненные замыслы, перспективы, когда от самоопределения перейдет к самореализации, только тогда о нем можно сказать, что он является зрелой личностью.

Расцвет возможностей личности, достижения им вершин профессионального, нравственного совершенствования соотносятся с такими понятиями, как «жизненные планы», «жизненная перспектива», «цель», «идея», «идеал».

Итак, есть разные пути достижения вершин в профессии, в отношениях с другими, в соблюдении норм и правил поведения и т.д. Говорится о путях чести и долга и греховном, пути разрешенные и неразрешенные общечеловеческими моральными нормами и основным законом государства - Конституцией.

Сказанное позволяет предположить, что возраст достижения акме личности, раскрытие своих потенциальных возможностей у каждого человека свой. Один индивид может прекратить свое самосовершенствование, свою самореализацию еще в начале жизненного пути, что и вызывает его финиш, другой не успокаивается и в глубокой старости, а это продолжает акме. На зону Акме, зону наивысшего взлета творческой активности влияют совпадение стремлений, возможностей личности и потребностей общества. При этом распространена мысль о наличии у человека (речь идет прежде всего о этапах зрелости) двух и более акме.

Жизненные планы касаются перспектив профессионального роста, семейного благополучия, материального достатка, будущего детей и т.д. их отсутствие или же представление о невозможности реализации намеченных планов воспринимается личностью как безысходность.

Относительно профессионализма, то речь идет о том, что искусственный профессиональный рост человека, без учета его индивидуальных особенностей, может привести к получению ложного акме. Например, иногда складывается впечатление, что хороший инженер автоматически может стать и хорошим руководителем, или известный ученый - администратором от науки.

Наличие идеала является наиболее обобщенным представлением о максимально возможном уровне развития личности и реализации ее потенциала. Идеал - это не иллюзия, он имеет объективный характер.

Р. Пекк выделяет четыре под кризиса, решение которых служит необходимым условием для развития аутентичной генеративности:

Процесс выбора на различных стадиях социализации нередко сопровождается нестерпимым поисками, но именно он, главным образом, формирует личность, дает возможность проявиться собственным индивидуальным чертам, раскрыться таланту, достичь вершин творчества.

Вместе с тем, общаясь с другими, человек, бесспорно, меняется и сам. В связи с этим очень важно изучать те свойства взаимоотношений и проявления человеческой отдачи, которые обогащают саму личность (физически, интеллектуально, нравственно, эстетически, профессионально, эмоционально и т. п.). При этом, правда, стоит понять, чем является «помощь», которая ведет к взаимному запустению: можно так «помочь», что это умножит лень, беспомощность, одиночество и т.п. Следовательно, соотношение «полученного и возвращенного» в жизни человека должно быть сбалансированным таким образом, чтобы оно одновременно способствовало развитию общества и личности.

Середина и вторая половина жизни должны иметь собственную значимость, иначе они почти не будут отличаться от первой половины и чем-то ее напоминать.

Относительно социальной зрелости, то она проявляется в общественной, политической, моральной, эстетической сферах и имеет следующие показатели:

В течении жизни человек много раз себя утверждает или отрицает, достигая вершин самосовершенствования. Ни на миг не прекращается борьба между достигнутым и еще непознанным, между равновесием, творческим подъемом и личностным кризисом. Это закономерный процесс социализации индивида. И каким бы трудным, сложным ни был этап социализации, однако человек всегда имеет возможность остановиться, осмыслить смысл своего существования.

Считается также, что для ощущения удовлетворения периодом середины жизни человеку необходимо добиться выполнения следующих задач:

При этом очень важно найти в преклонном возрасте применение своим способностям и тем самым продлить период зрелости. Г. Сель по этому поводу отмечает, что трудотерапия - лучший метод борьбы со старением. Труд наделен большой возможностью восстанавливать человеческие силы, он - основная потребность человека. Вопрос, утверждает Г. Сель, заключается не в том, нужно или не нужно работать, а в том, какая работа больше всего подходит человеку на стадии старости.

На этот процесс влияет много субъективных и объективных факторов: особенности индивидуального развития, стадия социализации, социальная микросреда, традиции, «критический возраст» выбранной профессии, линия поведения индивида, социально-психологический тип личности, нормы и ценности социума, эпоха, состояние равновесия или напряжения в обществе, социально-психологические механизмы социализации и т.д.

Отвечая на вопрос: «В чем смысл жизни?» Г.Сель замечает, что необходимо стремиться к тому, что мы сами считаем достойным. Не стоит браться за непосильные задачи, ведь у каждого есть своя вершина. Для одних она близка к максимуму, для других - к минимуму человеческих возможностей. В пределах собственных потенциальных данных следует сделать все, на что способен человек. Достижение высокого мастерства - прекрасная цель.

Источник: http://randomstore.ru

Опубликовано в рубрике Новости Метки:

Оставить комментарий:

 

Для того чтобы оставлять комментарии, необходимо Зарегистрироваться