Многие полагают, что поймать человека на лжи можно, если внимательно наблюдать за выражением его лица — как оно вдруг меняется, как двигаются глаза, губы: это, мол, можно считать явными признаками вранья. Но на самом деле ноги выдают куда больше информации, чем лица. Если вы сидите рядом с человеком и он, отвечая на ваш вопрос, начинает вдруг непроизвольно дергать ногой, это, скорее всего, означает, что он лжет. Другими словами, если при ответе на простые, ничего не значащие вопросы ноги собеседника в покое, а на вопрос «Куда делись деньги?» он вдруг начинает менять их местами, постукивать подошвой, это, скорее всего, значит, что ответ он дает не правдивый. Ноги вообще предают нас очень часто. Например, они указывают направление, в котором человек намерен отправиться. Если вы болтаете с кем-то на вечеринке, а ступни собеседника указывают на дверь, это значит, что он уже подумывает о том, как бы уйти.
Человек, которого подловили на вранье, часто реагирует слишком уж эмоционально. Его задача — подавить вас, заставить вас чувствовать себя неловко уже хотя бы потому, то вы посмели в нем усомниться. Такой гиперреакцией он добивается того, чтобы у вас вообще пропала охота задавать какие-либо вопросы. Меня иногда спрашивают, как быть с неверными мужьями. Например, одна женщина, покопавшись в сотовом телефоне мужа, заподозрила его в измене и спросила меня, как ей за ним проследить. При этом она была убеждена, что на самом деле он ей верен, поскольку у них все было в полном порядке. Я предложил ей поговорить с мужем напрямую, рассказать об «уликах», которые она нашла, и посмотреть, как он станет реагировать.
Как я уже упоминал, когда человек намеревается солгать, это можно заметить по его поведению в первые три-пять секунд после того, как вы задали свой вопрос. Лжец может начать заикаться, спотыкаться на первых словах, не суметь логично изложить свою историю, топтаться на каких-то подробностях, деталях. Это происходит потому, что нашему мозгу нужно время, чтобы соорудить соответствующую ложь. Например, вы спрашиваете работника: «Вы знаете, кто взял деньги из кассы?» — обратите особое внимание на то, как ведет себя этот работник в первые три-пять секунд после того, как вы его спросили.